Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг.
Институт финансового уполномоченного введен в целях повышения эффективности досудебного урегулирования споров между потребителями и финансовыми организациями, а также снижения числа судебных споров, и повышения доверия потребителей к финансовому рынку.
3 сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее — Закон), которым вводится должность финансового уполномоченного.
Указанный Закон для нижеперечисленных видов финансовых организаций предусматривает, что взаимодействие с финансовым уполномоченным является обязательным:
Потребитель вправе заявить свои требования в судебном порядке без направления обращения финансовому уполномоченному, если финансовая организация не включена в реестр Банка России либо в перечень, организаций, добровольно взаимодействующих с финансовым уполномоченным.
Обращение к финансовому уполномоченному может быть направлено либо в электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного (finombudsman.ru) либо письменно на бумажном носителе в адрес финансового уполномоченного: 119017, г. Москва. Старомонетный пер., дом 3.
На данном этапе, финансовый уполномоченный будет рассматривать обращения, связанные с имущественными претензиями гражданина к страховой компании при нарушении ею обязательств по страховому возмещению по договорам ОСАГО (вне зависимости от суммы), а также иные претензии, где размер требований не превышает 500 тыс. рублей. Ранее подобные вопросы решались в суде.
Итак, при возникновении споров со страховой компанией гражданин будет обязан до подачи заявления в суд обратиться к финансовому омбудсмену. При этом обратите внимание на два важных условия:
Финансовый уполномоченный принимает и рассматривает обращения бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя к финансовой организации. В этом случае на текущий момент плата составляет 15 тыс. руб. за каждое обращение.
Срок рассмотрения отсчитывается с даты подачи обращения и составляет 15 рабочих дней для самого потребителя финансовых услуг и 30 рабочих дней для лиц, которым уступлено право требования потребителя. В результате гражданин получает решение финансового уполномоченного.
Если решение финансового уполномоченного не будет исполнено страховщиком, финансовым уполномоченным может быть выдан исполнительный документ для его принудительного исполнения.
Если финансовый уполномоченный не предоставил ответ, прекратил рассматривать обращение, принял решение, с которым потребитель не согласен, то в соответствии ч. 1 ст. 25 Закона, в течение 30 дней потребитель вправе обратиться в суд с иском к страховщику в общем порядке.
Отметим, что потребитель может направить обращение финансовому уполномоченному и в отношении договоров, которые были заключены до дня вступления в силу рассматриваемого Закона – 3 сентября 2018 года (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до этой даты).
В свою очередь Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России продолжит осуществлять защиту интересов клиентов страховых компаний и применять меры надзорного реагирования к нарушителям предоставления финансовых услуг.
С уважением, Консультационный пункт по защите прав потребителей
Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Тверской области» в городе Торжке,
телефон 8(48251), 98556; (Skype): zpp.fbustor@yandex.ru